Осматривая экспозицию
Русского музея, я отметил, что на рубеже XVIII-XIX веков русскими художниками
начинают писаться картины на восточную тематику, проходя путь от изображения
представителей таких ближневосточных государств, как Персия, до дальневосточных
соседей Российской империи в виде Китая и Японии. Причём эти тенденции появляются в
русской культуре именно в это время неслучайно.
В конце XVIII века на рынки Хивы, Бухары и Коканда стали
ходить русские отряды. В связи с этим азиатская культура стала ближе к русской
и новое направление, не имевшее должного воплощения в отечественном искусстве,
теперь заинтересовало русских художников.
Одной из первых картин,
исполненных в этой тематике, стал портрет Муртазы Кули-хана Владимира
Боровиковского. На ней художник изобразил иранского принца. С помощью
контрастного сопоставления больших цветовых плоскостей он отмечает детали
костюма героя и окружающей обстановки, обеспечивая знакомство с восточной
культурой.
Дальнейшее продвижение
на Восток в виде захвата русскими войсками и присоединения к Российской империи
Кокандского и Хивинского ханств, а также Бухарского эмирата предоставило ещё
больше возможностей для познания культуры и жизни этих территорий, что
послужило толчком для создания новых сюжетов на темы образа жизни и населения
этих территорий.
Помимо этого, заключение дружественных договоров с Китаем и Японией послужило основой для освоения культуры Дальнего Востока и последующего воплощения нового опыта в живописи.
Таким образом, появление
в русской живописи XIX века восточных сюжетов
напрямую связано с освоением территорией в восточном направлении.
Комментарии
Отправить комментарий